Ричард Томас, эксперт по продажам и маркетингу Cubic Transportation Systems

О внедрении смарт-карты Oyster в транспортной системе Лондона

В дискуссии по интеллектуальным транспортным системам 6 ноября 2013 года выступит эксперт по продажам и маркетингу американской компании Cubic Transportation Systems Ричард Томас. Он расскажет об уроках внедрения электронного проездного билета Oyster в транспортной системе Лондона.

Ежедневно в столице Великобритании используется порядка 8 миллионов карт Oyster, с помощью которых осуществляется до 80 процентов проходов всех пассажиров через турникеты. Технологии именно лондонской смарт-карты легли в основу единого проездного билета «Тройка», запущенного в Москве в 2013 году.

В интервью компании «Бизнес Диалог» Ричард вспомнил о том, как выстраивался процесс взаимодействия Транспортной администрации Лондона и Cubic Transportation System при внедрении системы Oyster и какое будущее ожидает смарт-карты подобного рода.

Проект Oyster Card, безусловно, задумывался в качестве меры по развитию транспортной интермодальности. Как вам удалось интегрировать различные виды транспорта в систему единого проездного билета?

В рамках первоначальной бизнес-модели для Лондона во внимание принималось только лондонское метро и сеть лондонского автобусного транспорта London Bus network. Все началось в 1996 году, когда мы собственно и разработали бизнес-модель, но процесс интеграции различных видов транспорта начался в 2000 году – после учреждения Транспортной администрации Лондона Transport for London (TfL). Совет директоров компании TfL попросил нас внести изменения в договор относительно Oyster Card для того, чтобы включить в него все виды лондонского транспорта. Это был весьма рациональный шаг. Он означал, что для поездок в пределах столицы пассажиру теперь будет достаточно иметь всего лишь один проездной билет.

С учетом вашей прежней профессиональной деятельности в Transport for London, как бы вы описали основные задачи по внедрению системы Oyster с точки зрения TfL?

Без сомнения, наша главная проблема состояла в необходимости убедить все подразделения лондонской транспортной системы принять участие в этом проекте. Их нужно было убедить в том, что контракт с Cubic нужен Лондону и что TfL обладает достаточным количеством средств на его реализацию. Некоторые специалисты пришли к мнению, что их власть и авторитет в новой структуре уменьшаться. Ряд подразделений вообще сопротивлялись переменам и не были готовы пройти этот путь вместе с нами.

Следующей большой проблемой было изменение рабочей культуры сотрудников, осуществлявших ежедневное управление железнодорожным и автобусным транспортом. Многие специалисты не были достаточно мотивированы и не испытывали энтузиазма в своей профессиональной деятельности. Для того чтобы сделать проект Oyster настолько успешным, насколько он является таковым сегодня, персоналу была необходима высокая мотивация и клиентоориентированный подход.

Каким был процесс вашего рабочего взаимодействия с Cubic? Можете ли Вы сосчитать, сколько встреч у Вас было с начала и до окончания проекта?

Во время реализации проекта я работал для проектной группы TfL Oyster и встречал многих руководителей из Cubic из числа тех, с которыми работаю сегодня. Первое, что мы сделали – установили основные правила партнерства между Cubic и TfL.  Необходимо было ясное понимание того, что у нас имеются четко определенные роли и обязанности.

В первый год реализации проекта мы встречались не реже двух раз в неделю для того, чтобы отследить прогресс и обсудить каждый последующий этап проекта. На встречах мы могли обсудить абсолютно любые вопросы. TfL не желал сюрпризов от Cubic в виде каких-либо задержек в реализации программы, поэтому наш постоянный диалог подразумевал постоянное взаимодействие.

Мы также проводили совместные вечеринки для того, чтобы отпраздновать наш общий успех. Отношения между двумя сторонами требуют как давать, так и получать (как в браке), и мы очень много работали над тем, чтобы обеспечить высокий уровень взаимодействия на протяжении всего срока реализации проекта.

Были и сложные моменты, но мы сообща находили им решения. Ни одна из сторон не хотела нести ответственность за неудачи на общественной арене.

Если бы Вы интегрировали Oyster или аналогичную систему в транспортную систему Санкт-Петербурга, что бы Вы сделали в первую очередь?

Самым важным первым шагом должно быть понимание того, что вы ожидаете от проекта. Должно быть сильное желание осуществить задуманное и иметь подходящую бизнес-модель и финансирование.

Поставщики будут пытаться продать вам то, что они хотят, и совсем не обязательно именно то, что нужно вам. Всегда найдется большое количество политических деятелей и людей, формирующих общественное мнение, которые помогают транспортной администрации принимать решения.

Необходимо быть настоящим чемпионом для того, чтобы предлагать инициативные решения. Нужно вовлечь персонал и самих пассажиров. Не позволяйте им навязывать свои требования, но дайте им почувствовать, что их мнение учитывается. Важно обеспечить взаимопонимание между всеми региональными операторами и получить максимальную выгоду от интеграции всех видов транспорта.

Как будет развиваться карта Oyster в будущем? Станет ли она многофункциональной картой, интегрирующей в себе транспортные, банковские и, возможно, другие жизненно важные услуги, без которых в наше время не может обходиться современный городской житель?

Карты Oyster используются с 2003 года и уже изменили жизнь лондонцев. Более чем 66 млн карт Oyster сейчас находятся в обращении, и людям нравится ими пользоваться.

Карты имеют льготные тарифы и избавляют пассажиров от необходимости ежедневно стоять в очереди за билетами. В Лондоне также были введены в обращение бесконтактные банковские карты для поездок в автобусах.

С декабря 2012 года пассажир может платить за проезд в автобусе, используя банковскую карту. С декабря 2013 года данная услуга станет доступной для проезда в метро. Это означает, что в будущем любой россиянин, прибывший в лондонский аэропорт Хитроу, сможет использовать бесконтактную банковскую карту для оплаты железнодорожных поездок в Лондон без необходимости конвертировать рубли в фунт стерлингов или приобретать карту Oyster.

TfL уже тестировал ряд мобильных технологий для использования в поездках внутри городской сети. Они будут использоваться в будущем, когда TfL сочтет эту технологию достаточно зрелой.

Что касается перспектив смарт-карт, Cubic считает, что ее технология NextCity могла бы позволить пассажирам пользоваться единой учетной записью для повседневной жизни в городе: поездки в транспорте, парковка, сборы с участников дорожного движения, кофе, прохладительные напитки и т.п.